6 августа в детской изо-студии «Каляки-маляки», что находится в Каменной Горке, состоялось нетривиальное событие: любой желающий мог опробовать в течение 30 минут недавно вышедший шлем виртуальной реальности HTC Vive. В соответствии с местом проведения, гостям предлагали испытать себя в роли виртуального художника в графическом редакторе Tilt Brush. Руки вашего покорного оказались плохо заточены под кисть и палитру, поэтому я попросил запустить несколько игр. В течение 45 минут я стрелял, махал мечом, перемещал виртуальные предметы, и вот к каким выводам пришел…

В отличие от своего конкурента Oculus Rift, комплект HTC Vive включает в себя не только сам шлем, но и два полноценных контроллера (для обеих рук), плюс – пару инфракрасных камер (они похожи на недорогие мультимедиа-колонки), которые отслеживают перемещение шлема и джойстиков в пространстве. В этом — и преимущество и недостаток системы. Камеры (в идеале) должны крепиться на высоте около 2 метров от пола, по диагонали комнаты, и требуют (опять-таки, в идеале) свободного пространства 3х3 метра (диапазон — от 1,5x2 до 4х5 метров). И это — недостаток. Но!

Сразу после установки камеры и ПО образуют виртуальный «куб», выйти за пределы которого у вас не получится — как только вы приблизитесь к границам очерченного пространства (читай – к стенам комнаты) — перед глазами начнет проявляться виртуальная сетка, предупреждающая о приближении к границам зоны. На практике система работает отлично: за все время работы ни я, ни гости так ни разу и не ткнулись в стену, не задели ее джойстиком. К тому же, пара камер (в отличие от единственной фронтальной в Oculus Rift) ЗНАЧИТЕЛЬНО повышает точность позиционирования, результатом чего становится ПОЛНОЕ отсутствие задержки действия или перемещения. В этом — главный плюс системы перед той же Oculus. Поясню на конкретном примере.

В Oculus (Dev Kit 2) я играл всего в два приложения: покатался на гигантских качелях в виртуальном парке аттракционов, и поездил на игрушечном поезде по огромной комнате. И в том и в другом случае был сильный ВАУ!-эффект, мой вестибулярный аппарат «штормило», что побуждало тело завалиться куда-то в сторону. Как оказалось — дело было не только в специально «заточенных» под это «ВАУ!» приложениях, но и в наличии минимальной задержки между поворотом головы в шлеме и откликом изображения на экране. Этот едва уловимый диссонанс вызывал крутые ощущения, но вместе с ними — и легкое головокружение, поскольку импульсы нервной системы не совпадали с импульсами, передаваемыми глазами… К счастью, HTC Vive оказался начисто лишен этой проблемы.

Система реагирует на все ваши движения моментально. Взмахнули рукой — и ваша виртуальная конечность машет вместе с «физической». Благодаря полной синхронности, эффект погружения достигается мгновенно. Да и оптика не подводит: углы обзора — максимальные, до краев периферийного зрения, поэтому никаких «рамок» вы просто не замечаете (хотя они есть, но только если присматриваться специально). Словом — вы ныряете в виртуальный мир, и… просто оказываетесь внутри. А вот то, чего я опасался сильнее всего — так и не случилось.

Виртуальный фундамент

Это ощущение сложно описать словами, но внутри мира HTC Vive вы будто оказываетесь в монументальной, железобетонно устойчивой виртуальной комнате. Нет ощущения того самого «растворения» в виртуальности, вас не засасывает ни в какой виртуальный омут, вы не теряетесь в пространстве, нет абсолютно никакой дезориентации или «брыков» со стороны вестибулярного аппарата — того, чем «радовал» во время сеансов Oculus Rift. Границы очерчены четко, стены виртуальной комнаты не «пляшут», а стоят на своем месте, и находиться в этой простой, устойчивой и понятной реальности — очень комфортно. Правда, поклонников фильма «Газонокосильщик» может разочаровать оборотная сторона этой стабильности, которая состоит в том, что…

…Которая состоит в том, что растворения в виртуальной реальности — не происходит 🙂 Каждый момент времени вы осознаете, что находитесь на вполне твердой поверхности, в четко очерченной комнате, а потому — внутри технологичного, продвинутого, но… аттракциона. Больше всего это напоминает эффект от просмотра 3D-фильма, с той лишь разницей, что теперь можно вертеть головой по сторонам и махать всякими виртуальными предметами. Картинка, к слову, несмотря на довольно высокое разрешение (по 1080x1200 точек на глаз) все-таки «радует» заметной пикселизацией, что еще немного скрадывает эффект растворения в виртуальном мире. Безусловно, в следующих версиях появятся более крутые экраны (вот где маркетинговое 4K пригодится!), хотя это и приведет к повышению и без того высоких системных требований.

Но если вы спросите моего мнения — оно и хорошо, что полного «растворения» не происходит. Это — интересная, высокотехнологичная игрушка, и пускай она такой и остается. Погружение в мир виртуальности должно контролироваться человеком, он должен осознавать, что находится в аттракционе — тогда не будет никаких фобий, зависимостей и прочих «ужастиков», которыми любят пугать противники прихода эры виртуальной реальности… На первый (да и на второй) взгляд — система очаровательна. Но есть ли у нее более существенные недостатки? О, да.

Первое — необходимость выделения куска жилого пространства под «виртуальную комнату». Чем он больше — тем лучше, у вас появляется пространство для перемещений (в некоторых играх нужно отпрыгивать в стороны и приседать, чтобы уклоняться от выстрелов). Второе — наличие кондиционера в помещении крайне желательно, HTC Vive — забава не для жаркого лета. Чтобы свет не попадал внутрь шлема, разработчикам пришлось сделать глухую, закрытую маску, вентиляция воздуха внутри которой очень слаба. Итог 45-минутной игры в комнате с температурой 27+ градусов — вспотевшее лицо. Добавьте сюда закрытые полноразмерные наушники, внутри которых также потеют уши — и вы поймете, что после каждого сеанса игры придется умываться. Ну, или ставите «кондей» на +17 — и вперед. Третье — цена. Сама система стоит в Европе порядка 1200 долларов, около 1000 придется отдать за мощный компьютер.

Но если оставить в стороне эти нюансы, HTC Vive — шикарен. Он дает абсолютно новый опыт, который будет интересен как игрокам со стажем, так и абсолютно далеким от мира игр людям. Пример явившихся на мероприятие мамочек, с восторгом разукрашивающих виртуальные полотна вокруг себя, это наглядно доказывает. А теперь — пару слов о приложении, которое и собрало здесь любителей порисовать. Называется оно Google Tilt Brush и является первым полноценным VR-графическим редактором.

Лучше всего о сути процесса рисования расскажет видеоролик (см. ниже). Но вкратце это выглядит так: в левой руке вы держите «палитру», усеянную пиктограммами различных кистей и режимов рисования, в правой — саму «кисточку». Есть целый ряд «пространств», внутри которых можно рисовать: от альпийских гор до бездонного космоса. Отдельной строкой отметим режим раскраски виртуального манекена, при помощи которого можно создавать эскизы одежды. Кистей — десятки: от художественно оформленных «мазков» до радуги или искристого луча. Есть и кое-какие привычные инструменты, вроде возможности рисовать прямые линии по двум заданным в пространстве точкам. Словом — разобраться с этим несложно, а дальше вас будет сдерживать только фантазия. Детям очень нравится.

Катаной по голове!

Но по-настоящему Vive раскрывается в играх, пусть некоторые из них и являются лишь расширенными демо-версиями возможностей VR. Первая игра, вызвавшая у меня восторг — Space Pirate Training. В ней вам придется отбивать атаку дронов-истребителей на базу космических кораблей. Стрельба ведется с двух рук, заведя правую за спину можно сменить один из пистолетов на щит, поглощающий выстрелы врагов. Атаки идут «волнами», каждая приносит все больше врагов, поэтому со временем тир превращается в тактическое шатание по комнате, приседание, прыжки в сторону и прочую акробатику. Бодрит — неимоверно.

Вторая игра — Brookhaven Experiment . Это обычный тир на все 360 градусов: вы стоите на месте, в одной руке фонарик, в другой — пистолет, необходимо отстреливаться от набегающих волнами ходячих мертвецов. Порадовала возможность прицельной стрельбы: зажмурив один глаз и стреляя через «мушку» пистолета — попадать получается точнее, чем смотря обоими глазами (хотя трехмерный эффект при этом и нивелируется). А если тварь подберется совсем уж близко — можно его и рукояткой по голове огреть. На поздних уровнях появляются огромные монстры, вызывающие вблизи натуральную оторопь.

Одна из наиболее качественных игр — The Lab от Valve, знаменитых создателей Half-Life. Это огромная лаборатория, буквально напичканная различными мини-играми и развлечениями. Ваше путешествие по лаборатории сопровождается остроумными комментариями невидимого гида, он же будет давать подсказки и задания, поэтому знание английского — крайне желательно. В игре можно покопаться внутри поломанного робота, поиграть в отличный аналог Space Invaders, пострелять из лука и заняться еще кучей всего. Реально — вещь, которая может отнимать у вас по несколько часов в день, мне удалось разведать лишь несколько элементов, но и этого хватило.

Отдельного «ВАУ!» заслуживает аналог популярной мобильной игры Fruit Ninja. Игрока помещают в центр круглой площадки, дают в руки две катаны (японские мечи такие), и забрасывают фруктами, которые нужно рассекать в воздухе. И вот тут чувствуешь себя прямо шеф-поваром 89-го уровня: два стремительных «тесака» в руке, и сочный фруктовый фарш вокруг! Фрукты можно резать под любыми углами, накалывать их на острие, как шашлык — на шампур, словом — изгаляться над вегетарианской пищей по полной программе. И, черт побери, до чего же это весело!

Про игры и демо-версии можно писать очень долго, в настоящее время их более сотни: квесты, гонки, шутеры, медитативно-созерцательные клипы и прочее, и прочее… Но это тот самый случай, когда «лучше один раз попробовать самому». Пользуясь случаем, хочу пригласить всех заинтересовавшихся в следующую субботу на «второй тур» показов виртуальной художественной мастерской. Показ состоится на улице Колесникова, в районе Каменной Горки. Оборудование предоставлено порталом vrgo.by. Предварительная запись — в Facebook, контакт — Наталья Неборская.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ!

comments powered by HyperComments