Джесси оставляет родную провинцию и приезжает в Лос-Анджелес в надежде покорить подиум. На то есть все основания: она молода (даже слишком) и красива. Она очаровывает самых известных фотографов, лишь появившись на площадке. Притягивает к себе похотливые взгляды, как магнит. Разжигает ненависть в конкурентках одним фактом своего существования. Увы, быстрый взлет к вершине фэшн-олимпа, имеет свою цену…

Массовому зрителю, привыкшего ходить в кино на сопливые мелодрамы и комикс-экранизации, «Неоновый демон» покажется лютым артхаусом. Ну, таким, из разряда «А шо это было?». Поклонники арт-хауса, наоборот, могут удивиться чрезмерно «попсовой» подаче глубинных режиссерских мыслей (а других у него и быть не может, потому что «Это Виндинг Рефн, и он — датчанин»!). Поскольку я не отношусь ни к первым, ни ко вторым, от себя добавлю: если вы отважитесь купить билет — лучше не ешьте перед просмотром. И даже не вздумайте затащить на сеанс ребенка. Минздрав предупредил.

Стартуя как софт-версия «Шоугелз», уже очень скоро фильм скатывается в глубокую психоделику, отчаянно пытаясь походить на более удачного в этом плане «Черного лебедя». Увы, как бы хорошо не играла красотка Эль Фаннинг (а играет она хорошо), ей банально недостает опыта, да и сюжет в целом не отличается «литой» подачей. На каком-то этапе история срывается в полу-мистический нуар, оборачиваясь то «Твин Пиксом», то «Сиянием», а заканчивается и вовсе на другом жанровом поле… Безусловно, «Неоновый демон» имеет свое лицо. Вот только оно (как и лицо одной из героинь) получено путем множества хирургических операций, сделанных в попытках перенять лучшие черты других.

Сдается мне, что всё могло бы сложиться иначе, доведись Рефну пожить у нас в пост-советские годы, в бурлящие 90-е. Завести по молодости и тут же потерять бизнес, задолжать бандитам серьезные деньги и скрываться от них на даче приятеля, дождаться обнаружения и драпать огородами под залихватскую пальбу за спиной. Три дня блуждать по лесу в поисках выхода и скрываться затем полгода в другом городе, пока «инвесторы» тихо-мирно не перестреляют друг друга. Вернуться, взяться за ум, основать IT-компанию, за следующие 10 лет сделать из нее прибыльный бизнес, переехать в Европу, увлечься кино и ТОГДА уже снять этот фильм. Я уверен, мы бы увидели совершенно другую историю — более привязанную к реальности, более мрачную и пугающую.

Но Рефн пишет о том, что ему известно — об упоительно фальшивом мире глянцевой моды, 20-летних старух и его кишащем стразовыми червями закулисье. Верится ли? Местами. Нашему человеку все это не очень близко, а чисто психологического погружения режиссеру добиться не удалость. Как бы не сравнивали картину с «Черным лебедем», внутренний мир здешних героинь показывается поверхностно, а ключевые решения принимаются скорее спорадически, чем в результате внутреннего надлома. Плохо и то, что мотивацию героинь приходится додумывать самому. Рефн, конечно, намекает, что мотивации может и вовсе не быть, но… без нее картина и вовсе грозит рассыпаться мозаикой плохо состыкованных друг с другом клипов. Эталонное звуковое сопровождение ситуацию выравнивает, но не спасает.

Задним числом понимаешь, что режиссеру есть что сказать: во время просмотра это ощущаешь буквально кожей, мозги «догоняют» мысль лишь после просмотра. Но замах «бармена» оказался уж слишком широк: смешав в шейкере кричаще яркие компоненты из черного юмора, жестокости и глянца, гонящийся за эклектикой режиссер не учел их совместимость друг с другом. Поэтому вероятность того, что после «выпитого» вас интеллектуально стошнит (как и одну из героинь фильма) — столь же высока, как и того, что вы покинете кинозал в диком, пронзающем нутро восторге…

Я все же рекомендую «Неонового демона» к ознакомлению — но только на ваш страх и риск. В кино его смотреть вовсе не обязательно, да и настрой желательно иметь соответствующий. Немного выпить перед сеансом также не повредит… Фильм получился слишком неоднозначным, но за «свежую струю», внесенную в затхлый мир лощеных летних блокбастеров, ему можно простить многое.

comments powered by HyperComments