Набор несочетаемых звуков, атака цветовых пятен всех оттенков,  поток бессвязных слов — вот что такое выставка «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич». Это понимаешь сразу, со входа. Но вместо того, чтобы поморщиться и дать деру – углубляешься в этот манящий и тягучий «компот».

«Это был большой эксперимент, большое искусствоведческое исследование, над которым, кстати, и социологам было бы интересно поработать. Проект – очень многослойный и многозадачный. Одна из задач — найти художников, которых мы не видим. Я уже обнаружила для себя хороших живописцев, с которыми с удовольствием буду работать дальше и картины которых готова поместить в наш салон для продажи». — Ольга Клип, куратор выставки, управляющая галереей «Дом картин».

Работы «идут» сплошным потоком. Между ними нет ни связи, ни логики. Нет даже свободного пространства, чтобы, переводя взгляд, успевать переводить дух… Привычно и легко ходить на выставку одного художника, где картинам отведено много места, а в каждой из них — один человек. Достаточно только настроится на его волну, и наслаждаться. А здесь… Здесь их 661. Этих волн. В каждой работе — своя история. Комичная, абсурдная, эксцентричная, нелепая, глубокая, умная, серьезная, ироничная, трагичная, грустная… и еще 651 эпитет. И это — чересчур. Чересчур сильно.

«Это уже третья выставка, в которой я принимаю участие, поэтому не могу сказать, что переживала какое-то сильное волнение или трепет по дороге в галерею. Но когда увидела всех этих людей, которые, как и я, принесли свои работы, испытала невообразимую радость! Все мы объединены одной целью, одним интересом, и я будто вдруг оказалась среди «своих». Мне хотелось улыбаться, было интересно стоять в этой длинной очереди, «подсматривать» за другими работами, угадывать — профессионал передо мной, или нет. Потом мы узнавали друг друга на фотографиях, с кем-то даже пообщались в соц. сетях», — Ирина Паракевич, автор картины «Женский круг».

«Любой проект, связанный с искусством – всегда непредсказуем. Мы допускали, что никто не придет. В любом случае, такого наплыва не ожидали», — Ольга Клип, куратор выставки.

Столько правды увидеть не ожидаешь. В обычном мире привыкаешь фильтровать информацию, слоящуюся из заголовков статей; знаешь, как выглядит лицемерие и понимаешь, что в светской беседе истинные мысли не озвучиваются. Как не озвучиваются они и в душевном разговоре на кухне. Это все – приукрашено, заправлено нужным соусом и подано под нужным углом. Голое тело, стоящее в самой выгодной позе — вот что такое близкое человеческое общение. А здесь. Здесь все они — с кожей нараспашку, с внутренними органами наружу. И ни одной мимикрии. Ни одной ужимки.

«Зрители регулярно говорят: «Мне было интересно». За свою практику эти слова слышала очень редко.  Даже мне – профессионалу — часто скучно на выставках, которые проходят у нас в Минске. А здесь – не заскучаешь. Такое многообразие образов, идей, стилей, жанров, материала…» — Ольга Клип, куратор выставки.

Можно учиться не учась. Слушая лекцию искусствоведа Ларисы Финкельштейн, понимаешь: столько живых примеров исторических фактов и течений в искусстве — не найдешь нигде, ни в библиотеке, ни в интернет-поисковике. Здесь все: от вытинанки до скульптур; от пейзажа до абстракции; от китча до репродукций; от глубоких философских идей до декоративно-прикладного искусства.

 «Проект необыкновенно дерзновенный, очень смелый, очень интересный. И нам — искусствоведам — он сильно нащелкал по носу. Ведь обычно мы работаем только с профессионалами, а при слове «самодеятельный» — недовольно морщимся. Но часто видим, что художник может и не иметь соответствующей «корки». Многие из представленных здесь авторов  самообразовывались: ходили в мастерские, читали книги, сидели в интернете. Плюс – есть природный дар. Они интересны, у них есть свой вкус, свой взгляд, внутренний драйв. И они – по-своему художники.  Пусть и без диплома», — Лариса Финкельштейн, искусствовед.

Будто в подтверждение своих слов, Лариса Давидовна останавливается возле одной картины со словами: «Это прекрасная, атмосферная работа художника, которого я не знаю». Подпись на картине — Анна Златковская. Автор больше известна как скандальный журналист портала kyky.org — женщина с острым пером, поднимающая самые болезненные проблемы современного общества. Но кисть у нее другая — мягкая, лиричная.

«Искусство можно найти как у профессионала, так и у совсем непрофессионала. Для меня очень важно, чтобы в картине была самость, личность автора, своя позиция, свой внутренний микромир и отношение к макромиру», —  Лариса Финкельштейн, искусствовед

Немало здесь и детских работ. Они радуют глаз, удивляют своей глубиной и искренностью, подчас — и профессионализмом. «Этот портрет вполне мог бы быть работой абстракциониста, который сохранил непосредственное, детское восприятие формы», — говорит Лариса Финкельштейн. Оказывается, маленький художник занимается в одной из минских изо-студий, о чем охотно рассказывает ее директор.

«Была мысль принести около сотни работ, но совесть не позволила (смеется — прим. автора). Выбрала 6 рисунков детей от 5 до 10 лет — самых ярких из тех, чтобы были в студии, ведь многие картины теперь находятся на конкурсах и выставках. Классные работы получаются за счет того, что детям дается свобода. Важно объяснить ребенку, что понятие «красиво» — очень широко.  Для кого-то красивы только реалистичные пейзажи, а для кого-то – три ярких пятна на листе. Красота бывает разной. Автор этой работы — Женя Ключник — это уже понимает. Ей 8 лет, рисованием занимается всего полгода, и очень любит портретный жанр», — Наталья Неборская, директор студии «Каляки-маляки».

Портрет Жени Ключник – снизу по центру

Другие работы, которые дети принесли в галерею сами

Знаменитых имен здесь встретить, отчего-то, не ждешь. Не ждешь, что великий музыкант станет играть в переходе, а великий поэт — выступать в детском саду. Наверное. Но они — тоже здесь.

«Мы ждали больше. А пришли единицы. Я полагала, что состоявшимся художникам это может быть интересно — как эксперимент. Но опытные мастера, в большинстве своем, не разделили эту точку зрения. Ну что ж. Теперь для меня, как куратора, получен ответ на важный вопрос, который я перед собой ставила — проверить активность наших художников», —  Ольга Клип, куратор выставки.

Работы профессиональных белорусских художников

Легко отличить Моне от Ван Гога. Но кувшинки, нарисованные Васей Сидоровым, от кувшинок Моне — сходу не отличишь. И понять современное искусство – художником оно нарисовано или ребенком — невероятно трудно. Шагаешь вперед, вдоль рядов картин, ожидая импульса. Взгляд цепляется за одну из них, сумевшую затронуть что-то внутри — и застываешь… А через пять минут к картине подходит экскурсовод и говорит, что она прекрасна. Понимать, судя по всему, в искусстве ничего не нужно. Нужно только слушать и чувствовать. И тогда совпадешь.

Сюжетов — сотни. Десятки разных зим, многочисленные вариации дождей, раскиданные по стенам вкрапления вечеров, птиц, котов, лиц, эмоций… Какие-то картины нравятся сразу. Другие — отпускают, а затем — уже издалека, манят к себе. Часть полотен остаются незамеченными, проносясь мимо фоном, оставаясь в слепой зоне. Но посетителей здесь много. Что-то свое находит каждый.

«Одна из наших целей была – привлечь в галерею тех, кто сюда обычно не ходит. Удалось. Но не могу сказать, что случился прорыв. Да, это одна из самых посещаемых выставок белорусского искусства, но пришло не намного больше людей, чем на выставку именитых зарубежных художников. Несмотря на всю масштабность проекта», — Ольга Клип, куратор выставки.

С выставкой прощаешься при странных эмоциях. И уже стоя на улице, понимаешь, что ощущение реальности — утрачено. Кажется, будто весь город — одна большая картина. А вот этот дом, эта остановка и эта дорога — нарисованы чьей-то неумелой рукой. Или рукой профессионала.

А реальная жизнь — осталась на стенах выставки. Прекрасная в своем неприкрытом, смелом уродстве, ужасающая своей неземной красотой. Настоящая. И все эти люди, стоящие и идущие, такие одетые и закрытые — вдруг стали к тебе лицом, с кожей нараспашку. Потому что в каждом из них живет художник. Рисующий что-то свое…

Каждый из нас — Моне. Шишкин. Малевич.

26 февраля в 16.00 состоится закрытие выставки, где будут объявлены победители зрительского голосования, состоится презентация каталога, пройдет заключительная экскурсия с куратором. Победитель получит право на проведение двухнедельной персональной выставки в галерее «Дом Картин».

Часть фотографий взята с сайтов belchas.by, kp.by, tut.by, со страниц Ирины Паракевич и «Дома картин» (автор фото – Владимир Павлов) в сети Facebook.

comments powered by HyperComments