— Это очень трудно – писать картины?

— Это либо легко, либо невозможно.

С. Дали.

До недавних пор я была согласна с гением сюрреализма и напрочь вычеркнула из своей жизни изобразительное искусство, краски и кисточки (покрашенный на даче забор – не в счет). Но волей случая оказалась на арт-вечеринке. Любители клубной жизни могут расслабиться – ничего общего с обычными тусовками она не имела: люди сидели, пили чай или кофе, ели печенье, общались и… писали картины. На столах вместо алкоголя стояли мольберты, в руках – вместо сигарет и смартфонов – краски и кисточки. Да и место проведения выбрали совсем не «тусовочное» — Национальный художественный музей. «Поверьте, рисовать вы умеете. Через два часа унесете домой картину» — уверенно заявила художница Марта Чернова, автор и иллюстратор книги «Это Беларусь, детка». Я посмеялась и пошла пить кофе.

Но через полчаса – после самой веселой и смешной в моей жизни экскурсии по выставке современных белорусских художников – пришлось-таки заняться делом, ради которого я сюда и пришла – доказать миру свою художественную несостоятельность.

На вечеринке мы рисовали «Ирисы» — репродукции картины белорусской художницы Зои Литвиновой.

Точнее, свое видение этой картины. Если вместо цветов мне взбредет в голову изобразить танцующих жирафов — здесь торжественно пожмут руку и помогут. «Мы на вечеринке, делать можно все, что угодно» — напутствовала нас организатор мероприятия и проекта «Арт бар» Александра Филатова.

Сначала было легко. Марта объясняла основы художественного мастерства, демонстрируя на своем холсте каждый сделанный шаг. Мы повторяли. Вместе со второй художницей Ольгой Сокол, наш учитель периодически выходила в «народ» — помочь с деталями, подкинуть идеи.

Идея организации такого рода вечеринок возникла у Александры Филатовой около трех лет назад во время работы арт-менеджером в одном из кафе. «Я пригласила художественную школу, чтобы они порисовали с нашими гостями. Всем понравилось». Потом были новые проекты, связанные (либо не связанные) с рисованием. Но в какой-то момент стало ясно, что проект «дозрел». На его реализацию потребовалось 4 месяца: закупили материалы, нашли людей, придумали название и в феврале 2016 запустились. «Я не-художник в семье художников (рисуют мама и брат. — прим. автора). Рисование всегда было в фоне, и я не смогла от него отвертеться. Пусть в качестве организатора арт-вечеринок. Мама говорит, что я, наконец-таки, вернулась в семью», — смеется Александра.

Нам, кстати, тоже весело. Раззнакомились, делимся впечатлениями, подсматриваем за работами  друг друга.

Многие сюжеты картин сильно отличаются от оригинала. «Вы так хотите или Вам помочь?» — на одном из этапов спросила у меня Ольга. Мое уверенное «хочу» исключило все последующие вопросы.

Место действия, кстати, добавляло атмосферности. Мастер-класс шел после закрытия Национального музея, и мы были одни в этом огромном мире искусства. В таком формате вечеринка проходила впервые, но, благодаря достигнутому «вау-эффекту», это стало началом доброй традиции — теперь подобные мероприятия здесь будут проходить регулярно.

Те, кто страдает от аллергии на музейную пыль, могут не переживать: каждую неделю «Арт бар» проводит вечеринки в различных кафе города. Как правило, для  этого выбираются  заведения с несколькими залами (чтобы спокойно расположиться в одном из них), способные удовлетворить следующим требованиям: хорошее освещение, удобные посадочные места, возможность быстрого доступа к воде.

Мы, тем временем, все больше вникали в детали своих картин, постепенно забывая об окружающих и погружаясь в параллельную реальность.

Для меня это было схоже с состоянием транса: мозг будто выключился, но картина оживала, обрастала неожиданными подробностями. Я уже не слушала художницу – с техникой было все ясно. Теперь речь шла о содержании. Я наполняла холст своим внутренним миром. И этот мир был хорош. Ведь общий сюжет картины вызывал светлые, положительные эмоции — несмотря на многогранность его толкования учениками. Окажись я на мастер-классе по рисованию цунами, мой внутренний мир выглядел бы совсем иначе.

«Наша команда постоянно в поиске сюжетов. Критерии такие: «образец» должен быть красивым, а писать картину — интересно. При этом важно, чтобы все было понятно, чтобы процесс можно было разложить и объяснить», — делилась подробностями организации Александра. Кстати, первое время каждая картина «тестировалась» на ней. «Художник не всегда может понять, каково тот или иной элемент рисовать человеку нерисующему. А я – как человек нерисующий – это чувствую». Но за полгода организатор «Арт бара» существенно продвинулась в живописи и теперь, для оценки сложности  картины, приходится привлекать кого-то третьего. «За полгода существования проекта я прошла путь от «куриной лапки» до собственных любительских картин для дома», — не без гордости заявила она.

А через два часа каждый участник, держа в руках собственную картину,  гордился не меньше Александры.

Сальвадор Дали сильно ошибался. Картины писать легко. И очень приятно. Попробуйте и вы!

Фотографии: Глеб Канаш

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ!

comments powered by HyperComments